«Здесь остановился Штирлиц!»

Знаменитому актеру 8 февраля исполнилось бы 90 лет

 

«Когда было трудно, в минуты сомнений, я приходил в аэропорт и наблюдал за самолетами, за жизнью в аэропорту. Тяжелые машины разбегались и взлетали, опираясь о нечто невидимое — о… воздух. Я смотрел на них и думал: если они могут, значит, и я тоже могу подняться, взлететь, сыграть эту роль. Надо только от чего-то оттолкнуться, найти этот воздух — воздух вдохновения», — этими словами Вячеслава Тихонова начинается документальный фильм «Воздух вдохновения», снятый о выдающемся актере его дочерью, продюсером Анной.

Миллионам зрителей запомнились воплощенные Вячеславом Тихоновым образы в фильмах «Дело было в Пенькове», «Война и мир», «Доживем до понедельника», «Белый Бим Черное ухо» и многие другие. И, конечно, знаковой ролью в жизни артиста стала роль Штирлица в многосерийной картине «Семнадцать мгновений весны». Судьба отмерила знаменитому актеру 81 год.

О том, каким человеком был отец, в эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» рассказала его дочь, актриса и кинопродюсер Анна Тихонова.

— Папу многое связывало с Украиной, — рассказывает Анна Тихонова. — На киевской и одесской киностудиях были сняты его первые фильмы. Папа очень любил Киев — город, связанный с его молодостью, творческим подъемом. Каждый год в день рождения ему с киевской киностудии звонили, как он говорил, его любимые девочки, с которыми он когда-то работал. Как и папе, им уже было много лет, но он называл их девочками…

— Что сегодня в вашем доме напоминает об отце?

— Портреты, его вещи. Мы живем в той же квартире, где жили с папой. Сейчас передо мной стоит фарфоровая скульптура Тараса Бульбы. Ее папе подарили в Киеве.


* Анна Тихонова: «В папе меня всегда потрясали его глубина и доброта»

 

— Как Вячеслав Васильевич обычно праздновал дни рождения?

— В основном отмечал их со своими любимыми друзьями. Обязательно к нам домой приходили режиссер Станислав Ростоцкий, шахматист Лев Полугаевский, директор киностудии имени Горького Григорий Рималис, а еще рыбацкая компания. Иногда отмечали на Валдае, куда папа очень любил выезжать на зимнюю рыбалку. Праздновали весело, шутили, пели песни. Лев Полугаевский давал сеанс одновременной игры — ставил шахматные доски, за которые садились папа и Станислав Ростоцкий, делал на каждой из них ход, и пока его партнеры по игре думали, пил у нас на кухне кофе.

— Стол накрывался как-то особенно?

— Было много всего наготовлено. Мама запекала курицу, варила холодец… Любимым же папиным блюдом была жаренная с луком картошка.

— Выбрать подарок для отца было непросто?

— Знаете, папа был человеком непритязательным и радовался любому подарку. Это могли быть откуда-то привезенные хорошие коньяк или виски, портмоне. Когда я что-то дарила папе, у него слезы наворачивались на глаза. Он очень ценил заботу и чувствовал неловкость из-за того, что родные беспокоились.

— А какой подарок отца особенно дорог вашему сердцу?

— Папа всегда привозил нам с мамой подарки из зарубежных поездок. По рассказам его друзей, оказываясь за границей, всегда обращался к ним: «Что мне моим девочкам купить? Помогите, пожалуйста, выбрать». И эта его трогательная забота — самое для меня дорогое. А вообще, с папой у меня связано ощущение чуда. В детстве я видела его достаточно редко, так как он часто уезжал в длительные командировки, на съемки. И когда возвращался домой, для меня это всегда был праздник. Помню, каким счастьем было бибиканье папиной серой «Волги», которое раздавалось за воротами дачи. Я стремглав бежала папе навстречу. Мы обнимались, целовались. Папа доставал привезенные подарки, вкусности. Перечитывая свои записи в детских дневниках, вспоминаю, как мы ходили на спектакли, просмотры фильмов. Все это было очень интересно…

— В жизни вашего отца случались чудеса?

— У папы необычная судьба. Простой парень попал в кино, и практически все, что сделал, можно назвать бриллиантом.

— При этом удивительно, что первый раз во ВГИК Вячеслава Тихонова не приняли — сказали, что у него нефотогеничное лицо.

— Да, это парадоксально…

— Скажите, как ваш отец ощущал славу?

— Слава была прекрасная и приятная — поначалу так точно. Потом случались, конечно, и тягостные моменты, потому что никуда нельзя было спокойно выйти, сразу же начинался ажиотаж. Вспоминается комичный момент. Как-то мы пошли с папиными друзьями на первомайскую демонстрацию. Папа, чтобы его не узнавали, надел темные очки. Все люди шли в одну сторону, а мы вдруг решили свернуть в один из переулков. Но кто-то выкрикнул: «Штирлиц!» И весь поток… последовал за нами. А еще папа рассказывал такой случай. На встрече со зрителями в Средней Азии женщина подвела к нему свою пожилую мать и сказала: «Вы у моей мамы любимый актер!» Папа задал этой преклонных лет зрительнице из далекого аула какой-то вопрос, но оказалось, что она не говорит и не понимает по-русски. Папа удивился, как же ей могут нравиться его роли? Дочь пояснила, что мама смотрит на его лицо и «считывает» добросердечность актера.

— А какую свою роль Вячеслав Тихонов любил больше всего?

— Очень дорога ему была картина Ростоцкого «Дело было в Пенькове». Думаю, им взаимно повезло в том, что сложился такой творческий тандем. И, конечно же, любимой папиной была роль Штирлица. Фильм Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» папа не раз пересматривал. И я очень люблю эту папину роль и картину.


* Леонид Броневой и Вячеслав Тихонов блестяще сыграли свои роли в фильме «Семнадцать мгновений весны»

 

— С картиной «Семнадцать мгновений весны» ваш отец и режиссер Лиознова объездили много стран мира. Вячеслав Васильевич любил вспоминать эти поездки?

— Их всюду принимали великолепно. В Югославии возле отеля, где проживал папа, установили табличку: «Здесь остановился Штирлиц!» В результате к гостинице было приковано такое внимание, что он не мог выйти оттуда. Они с Лиозновой даже сфотографировались на фоне этой таблички.

— Читала, что шведский продюсер фильма «Человек с другой стороны», в котором снимался ваш отец, сказал: «Если бы Тихонов работал в Голливуде, его работа оценивалась бы в десятки миллионов долларов».

— Такого уровня актеры на Западе действительно стоили и стоят гораздо больше. Вспоминается случай, когда Ростоцкий привозил в Москву иностранную делегацию и сказал: «Поедем на виллу к Тихонову». А у нас тогда своей дачи не было, и мы каждое лето снимали летний дощатый домик в Подмосковье. Рядом был большой лесной участок, никто не мешает… Нам нравилось. И вот приехала делегация, посидели за столом, повеселились. А на обратном пути иностранцы у Ростоцкого стали интересоваться: «Но мы так и не поняли, где же вилла господина Тихонова?»

— К слову, в прессе много писали, что в последние годы легендарный актер едва ли не бедствовал.

— Это не так. В 1990-е годы грязь хлынула отовсюду — с экранов, из газет… Не гнушались ничем, пытались такого уровня актеров унизить. Но как раз тогда папа жил гораздо лучше, чем в советские годы. Все было: хорошая квартира, двухэтажная дача. Но пришел возраст, и папа практически перестал сниматься. И не только из-за возраста, а потому что уже не создавали новые фильмы те великие режиссеры, с которыми он привык работать, а снижать планку он не мог себе позволить. Тем не менее папа продолжал работать: занимался озвучиванием, ездил на встречи со зрителями… А в 2006 году снялся в фильме Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви».

— Как Вячеслав Васильевич познакомился с вашей мамой?

— Папа озвучивал роль главного героя во французском фильме «Мужчина и женщина». Маму же пригласили как переводчика французского языка. Вообще, переводить должна была ее подруга, но она заболела. Пришлось подменить маме. Папа ее заметил — молоденькую симпатичную девушку, образованную и эрудированную. Как-то, выходя на перекур, спросил у нее: «Не хотите ли покурить?» Мама не курила, но ей было неловко отказаться. А когда они вышли, стали разговаривать, папа заметил, что курить-то мама совсем и не умеет, а только делает вид. И это тоже произвело на папу впечатление. Потом он предложил ее подвезти. Так все закрутилось. Мама моложе папы на шестнадцать лет. Вместе они прожили больше сорока лет и были счастливы.

— В быту ваш отец был человеком приспособленным?

— Папа умел все делать. Мог и полку навесить, и пропылесосить, если надо. Просто у него не было времени, да и мы старались ему это не позволять. Пытались все сделать сами: убрать, приготовить. К слову, готовить папа тоже умел. Когда я была маленькая и оставалась с ним, он мог и суп сварить, и омлет пожарить.


* Вячеслав Тихонов, по словам дочери, был благородным человеком

 

— Как реагировали в школе, узнавая, что вы дочь Вячеслава Тихонова?

— Я не любила особого внимания и старалась всячески скрывать этот факт. Но в моей французской спецшколе на Арбате учились дети многих знаменитых людей, поэтому известные фамилии никого не удивляли.

— Анна, какая черта отца вас больше всего поражала и поражает?

— Глубина и доброта. Сейчас люди стали более циничные и даже порой стесняются быть добрыми, боясь выглядеть дураками. Папа не любил, когда кого-то за глаза обсуждают и тем более на чей-то счет злословят. Всегда говорил: «Не надо этого делать!» Он был человеком благородным.

— В жизни Вячеслав Тихонов был близок к образу Штирлица?

— Думаю, да.

— Признаюсь, меня потряс рассказ вашего отца в начале фильма «Воздух вдохновения» о том, что в трудные минуты, в моменты сомнений, он отправлялся в аэропорт и наблюдал за самолетами…

— Действительно, так и было, это не придумано. Трудные моменты и периоды бывают у каждого человека. Папа любил аэропорты. Он летал во многие страны. Бывал в Чили, Китае, Франции, Италии, США… А в Японию с Сергеем Бондарчуком и Ириной Скобцевой плавал на корабле после выхода на экраны фильма «Война и мир». Зрители этой страны были в восторге от картины! Сохранились кадры, снятые любительской кинокамерой, где видно, как корабль забрасывают цветами и серпантином.

— Ваш отец был счастливым человеком?

— Жизнь его была непростой, но, безусловно, счастливой.